Усадьба Суханово

Автор 
Оцените материал
(9 голосов)

 

          Подмосковное поместье  на высоком берегу речушки Гвоздни  известно было еще в XVII веке. Сложилось оно из близлежащих селений: Суханово,  Лопатино да  Боброво.  В 1697 г.  «сельцо Суханово да с окрестностями» Петр I  пожаловал видному  государственному  мужу  Тихону  Стрешневу,  которого чрезвычайно ценил. В знак уважения царь  разрешал старику, из всех бояр  единственному, не брить бороды. Но платье все равно велел носить европейское, да дочь на ассамблеи приводить. 

         С кончиной Стрешнева имение  перешло другому «птенцу гнезда петрова», Ивану Дмитриеву-Мамонову,  влиятельному вельможе,  состоявшему в морганатическом браке с царевной Прасковьей, сестрой Анны Иоанновны. Крутой нрав Ивана Ильича заставлял трепетать многих придворных - ведь неспроста Петр, назначая его на пост обер-прокурора сената, довольно четко сформулировал задачу: «Чтоб сенаторы делами занимались, а не посторонними разговорами». Скоропостижная смерть прервала ход этой блестящей карьеры. И Суханово,  где уже был поставлен  деревянный господский дом, достается  племяннику покойного, человеку тоже по-своему заметному. Федор Иванович Дмитриев-Мамонов вошел в историю  литературы под именем «Дворянин-Философ». Помимо поэм, его перу принадлежал  первый  в России труд  по нумизматике.
Дела писателя,  должно быть, шли не так благополучно, раз пришлось ему выставлять Суханово на торги. Покупатель, а им стал  ярославский губернатор, известный масон Алексей Петрович Мельгунов,  долго себя ждать не заставил. Выдавая дочь Екатерину за князя Дмитрия Волконского,  вельможа  отписал имение ей в приданное. Так с 1804 г. и на целое столетие усадьба попадает во владение  рода Волконских, что и определяет ее неповторимый облик.

          Супруга Екатерины Алексеевны, скончавшегося от ран, полученных во время военной компании 1812 г., похоронили в Суханово. Над склепом в дальней части парка вдова воздвигла  храм-мавзолей и освятила его во имя небесного покровителя мужа, Св. Димитрия Ростовского. Ротонду со строгим дорическим портиком венчала шпиль. Аттик и кронштейны образовывали своеобразный орнаментальный пояс, напоминающий  корону.   Внутри купол был расписан в технике гризайль. Прежде мавзолей окружала полуциркульная колоннада с  небольшой колокольней в центре и флигелями по флангам. Вопрос авторства этого великолепного образца московского ампира  так и остается открытым:  одни ученые сходятся на Д. Жилярди, другие приписывают его  В. Стасову.

Главный дом, построенный еще при Дмитриевых-Мамоновых,  и большой пруд наметили оси парка еще задолго до того, как поместьем начала распоряжаться Волконская. Однако, обладавшая изысканным вкусом, княгиня не смогла удовлетвориться старым домом.  Тотальное  переустройство Суханова осуществлялось ее стараниями и  руководством. Двухэтажный дом возводился в формах строгого классицизма. Боковые флигеля соединялись с главным домом двухэтажными галереями. К западному флигелю пристраивали домовую церковь во имя Положения Честного пояса Пресвятой Богородицы.  Парковый фасад украшали шестиколонным  портиком  с балконом, в мезонине устраивали танцевальный зал. В нижнем этаже разместился парадный зал  и многочисленные гостиные. Сводчатые комнаты в «турецком» и  «египетском» и прочих экзотических стилях расписывал известный художник Федор Солнцев. В библиотеке, помимо 4 тысяч томов, преимущественно  на  французском, хранились модели и чертежи многих дворцовых зданий Петербурга.

            Со  смертью  княгини дело обустройства Суханова продолжил светлейший князь Петр Михайлович Волконский,  ее любимый племянник. Друзья звали его по-простому, Петроханом.  Но он был далеко не так прост, раз подчиненные, за нежелание выполнять чьи-либо просьбы и известную жадность, наградили  его прозвищем «Князь-Нет».  Один из ближайших сановников Александра I, князь  пользовался  безграничным доверием царя, о чем говорят  награды и титулы.  Был он, вероятно,  царедворцем весьма ловким,  ежели в  25 - летнем возрасте смог получить чин генерал-адьютанта.  По свидетельству современников, Волконский принимал участие в событиях 11 марта 1801 г., когда было совершено убийство Павла I.   В  день коронации Александр I, надо думать, в долгу не остался. Князь проявил храбрость в битве при Аустерлице, участвовал в работе Венского конгресса,  стал первым начальником штаба Кутузова. Он находился при Александре во время поездки в Таганрог, где внезапная смерть прервала жизнь монарха. В свой сухановский дом Волконский перевез диван, на котором лежал смертельно больной император, и снабдил реликвию мемориальной надписью. В  кабинете и спальне князь полностью воспроизвел комнаты Александра I, обстановку которой ему подарила вдовствующая императрица Мария Федоровна.

            Но выражение чувств к ушедшему покровителю этим не ограничилось. В западном углу парка, за нижним прудом князь Волконский поставил отлитый инженером М.Кларком по проекту В.Стасова  7-метровый чугунный обелиск, увенчанный двуглавым орлом. Рядом с памятником прежде находился детский  чайный домик. Маленькие обитатели Суханова собирались здесь за вечерней чашкой чая, любуясь игрой лучиков заходящего солнца в зеркале большого пруда. Под взрослые чаепития приспособили деревянный домик на пригорке, там, где изгибается тропинка. Чай подавался на полукруглой террасе  с четырьмя колоннами. Оттого ли, что внутри,  прямо в комнатах  держали  «райских птиц»,  летающих  свободно,  домик прозвали  «птичником»?

            Вряд ли рассчитывали на доход и прибыль  от сухановских  угодий,  усадьба  виделась хозяевам лишь местом душевного отдохновения от суеты и блеска столичной жизни. Все в ней располагало к приятному времяпрепровождению. Так, как когда-то и задумывала  княгиня Екатерина Алексеевна.  Время от времени устраивались пышные приемы и веселые пикники,  но по обыкновению,  жизнь текла спокойная, нешумная. Волконские в усадьбе были гостями не частыми. Петр Михайлович, особенно ценя время, проведенное в Суханове,  писал  в Петербург:  «Живу совершенно как в раю, никуда не тороплюсь, ответственности никакой, делаю, что хочу» 

            При Николае I он стал министром  императорского двора,  и, разумеется, имел  возможность приглашать в «подмосковную» лучших тогдашних  зодчих: К.Росси, А.Менеласа, А.Григорьева,  В.Стасова. Искусствоведы  до сих пор не сойдутся во мнении: что конкретно каждый из них  в Суханове построил. Одно доподлинно  известно:  все  названные мастера к  проектированию этого ансамбля привлекались. Оттого, совершенно не противореча  друг другу,  встретились  в Суханове несколько архитектурных стилей. 

            В 1824 г Карл Росси составил проект так называемого «храма уединения». Если б дело дошло до строительства, любоваться нам теперь стройным дорическим портиком паркового павильона  у  липовой аллеи, что ведет в село Лопатино. При этом многие постройки, такие как двухъярусный бельведер у пристани,  павильон «Эрмитаж», грот  -  бесследно исчезли.   И хотя небольшая беседка «храм Венеры», под сенью которой стояла статуя богини Любви  сохранилась, но от тех мраморных сфинксов, что красовались прежде у пруда, ровным счетом  ничего не осталось. Их каменные  взгляды,  должно быть,   провожали крохотные  яхты, отплывающие  к беседке, белеющей  на другом берегу. Для потехи детей и взрослых соорудили в Суханово летнюю катальную горку с желобом на манер аналогичной в Ораниенбауме.  Волконскому, верно, льстила возможность видеть  у себя маленькие  фрагменты  императорских резиденций.  Так у родника была посажена чугунная копия царскосельской статуи девушки с разбитым кувшином, воспетой Пушкиным:

 

«Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печально сидит» 

           Суханово окружало  своеобразное водное ожерелье: с балкона дворца открывался великолепный вид на озеро и лежащие за ним холмы,  в парке густая зелень обрамляла систему  прудов, каскадом ниспадающих к озеру,  в деревьях прятались живописно-зарастающие пруды. Большой пейзажный парк украшали бесчисленные жертвенники, лестницы, вазоны, памятные обелиски. Сам парк стал продолжением леса с вековыми деревьями, но был засеян заморскими растениями:  маньчжурским орехом, гранатной рябиной, «девичьим виноградом». Необычности усадебного дома соответствовали служебные постройки: стрельчатые окна, зубчатые стены, двухъярусные башни, конный двор,  отделанный ярко-красным кирпичом, все это имело вид средневекового замка.
Женат Петр Михаилович был на Софье Григорьевне Волконской, родной сестре декабриста Сергея Волконского. Женщина с твердым и независимым  характером  так и  не смогла простить царю тяжкой участи брата. И вот парадокс: муж - министра двора, осыпанный почестями, а  жена считает царя своим личным  врагом,  при дворе почти не появляется, хотя и числится  в статс-дамах.

           В 1852 г. уже в чине фельдмаршала Волконский скончался. В 1917 г. в пожаре пострадал главный дом. Во время борьбы с религией была полностью разрушена церковь, а с храмом погибли и многочисленные усадебные постройки. И  все же Суханово уцелело. В 1935 г., сменив приют для беспризорников,  здесь разместился Дом творчества Союза  архитекторов. 1930-е годы по проекту Н.Д.Виноградова был кардинально изменен мавзолей Волконских, а  в 1945 г. архитектор  В.Д.Кокорин  перестроил  главный дом. Тогдашний председатель Союза архитекторов Каро Алабян лично следил за состоянием сухановского Дома творчества.  А еще  здесь часто снимали кино, фильм  «Дубровский», к примеру...    

Галерея изображений

Просмотреть встроенную фотогалерею в Интернете по адресу:
http://lipers.ru/usadba-suhanovo/usadba-sukhanovo.html#sigProGalleria463596b60c
Другие материалы в этой категории: Экологически чистое место, где мы живем... »

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены