Концепция лицея

Лицей-пансион представляет собой учебное учреждение, созданное по образцу классического русского лицея, адаптированному в соответствии с современными социальными нормами и требованиями. При создании данной школы основополагающими явились следующие цели

1. Формирование гармонично развитой, социально адаптированной личности через единство обучения и воспитания.

2. Создание оптимальных условий для реализации всех потенциальных личностных возможностей заложенных в каждом ребенке, с опорой на личностно-ориентированную педагогику.

3. Воспитание каждой отдельной личности через коллектив путем построения внутришкольных отношений между детьми, а также детьми и взрослыми, по типу семейной школы.

4. Построение особо продуктивной системы обучения, основанной на атмосфере психологического комфорта, который призвана обеспечить воспитательная система школы-пансиона, (что коренным образом отличает данную школу от обычной общеобразовательной), где декларируемый принцип единства обучения и воспитания на практике замещается сугубо дидактическим подходом.

5. Гармонизация единства коллективного и индивидуального в воспитании и обучении. Социально-экономическая ситуация в стране весьма своеобразна с точки зрения школы. Она характеризуется поисками базового фундамента, позволяющего говорить о сложившейся воспитательной системе. Коллективистские основы, на которых зиждилась советская педагогика, отвергнуты. Развернуть же огромный государственный образовательный институт лицом к личности, к индивидуальности, в один момент не реально в силу естественной инертности поколений. Создание школы-пансиона в данной ситуации представляет собой вполне реальную попытку восстановить многие положительные принципы коллективного воспитания, незаслуженно отвергнутые при крушении тоталитарного режима. В то же время обучение воспитанников строится на лучших традициях индивидуального подхода по образцу классического образования российской интеллигенции.

Задачи, решаемые в процессе образования

Воспитательные

1. Обучаясь в школе-пансионе, ребенок относительно длительные периоды времени находится вне семьи, поэтому, так или иначе, вынужден привыкать к самостоятельности через решение проблем самообслуживания. Воспитатели школы целенаправленно регулируют этот процесс в жизни каждого ученика, с тем, чтобы сделать его естественным и нетравматичным для ребенка.

2. Одна из сложнейших задач - социализация детей разного возраста и разного уровня контактности, тем более, что тенденция к индивидуализации и, как следствие, разобщенности в современной России неизбежно отражается в зеркале детства. Общение на бытовом, внеурочном уровне организуется через проведение совместных мероприятий развлекательного, спортивного и делового характера, при исключительно добровольном участии каждого. Такие понятия как ответственность “каждого за всех” и “всего коллектива за каждого” должны осознаваться ребенком, как при командной спортивной игре, так и при проведении иных общешкольных мероприятий. Такое общение существенно отличается от “обязательного” общения в процессе учебы в обычной общеобразовательной школе.

3. Воспитание чувства патриотизма, причастности к большой самобытной державе естественным образом происходит в процессе изучения культурно-языковой среды других стран как на занятиях по языку и страноведению в классе, так и во время экскурсионных и учебных поездок за рубеж.

Образовательные

1. Создание условий для прочного усвоения по каждому предмету базового компонента, утвержденного Министерством образования РФ в стандартах обязательного среднего образования.

2. Гуманизация образования путем введения таких дисциплин как этика, эстетика, этикет, искусствоведение и история музыки.

3. Обучение каждого школьника двум иностранным языкам. Английскому, начиная с первого года обучения, и второму языку, начиная с 5 класса. Программы, специально разработанные совместно с Британским международным интернациональным центром на основе оксфордских программ, а также выделение максимально возможного количества часов на изучение английского и второго (по выбору) языков позволяют рассчитывать на то, что выпускники школы смогут не только свободно общаться в англоязычных странах, но даже поступать в высшие учебные заведения Европы и США.

4. Наряду с освоением языка как основного средства межнационального общения ставится задача освоения учащимися остальных компонентов национальных культур народов - носителей языка. Изучение своеобразия изобразительного искусства, музыки и литературы, морально-этических традиций в их историческом развитии делает освоение языка более осознанным, уводит от механического заучивания лингвистических форм, а также пробуждает живой интерес к дальнейшему изучению и сближению с иноязычной культурой. Ежегодная языковая практика в Великобритании способствует преодолению языкового барьера, позволяет контролировать уровень освоения языка и закреплять полученные знания непосредственно через погружение в матричную культурно-языковую среду.

5. Параллельно с усилением гуманитарного цикла (изучение зарубежной литературы, обществознания, риторики и др.) в школе вводится ряд дисциплин, направленных на профессиональную ориентацию. Это экономика, менеджмент, основы маркетинга. В нынешних условиях это дает необходимую гарантию сознательного грамотного участия в семейном бизнесе, и потенциально в налаживании экономической жизни всей страны. 6. Обучение информатике и основам компьютерной грамотности, начиная с первого класса. 7. Воспитание гармонически развитой личности предполагает крепкое физическое здоровье. Поэтому наряду с традиционными уроками физкультуры в круг обязательных дисциплин включены занятия большим теннисом, плаванием и лыжным спортом. Обучение верховой езде, вводится по желанию учащихся.

Основные методические принципы решения поставленных задач

1. Принцип параллельности, согласно которому личность и коллектив находятся в постоянном взаимовлиянии. Педагоги соответственно регулируют и направляют этот процесс, создавая благоприятные условия и ситуации для позитивной взаимозависимости ребенка и коллектива. Расширяя и трактуя принцип параллельности в свете нынешнего дня, педагогический коллектив рассматривает себя также составной частью воспитательного процесса, а не аппаратом управления сверху. Отсюда вытекает необходимость формирования педагогического коллектива единомышленников и дальнейшее его развитие в духе лучших лицейских традиций.

2. Индивидуальный подход к каждому ученику, отношение даже к самому маленькому школьнику как к личности, а не как к материалу для ее формирования. Такой подход требует от педагога обязательных усилий по формированию гармоничных взаимоотношений с каждым учеником, поиск адекватных подходов к каждому в обучении и воспитании.

3. Принцип детского самоуправления. Прецеденты создания подобных систем дают основания считать задачу реализации этого принципа одной из самых сложных. Инициатива снизу как основа этого принципа должна сочетаться с руководством этим процессом, чтобы не создать обстановки вседозволенности либо учительского императива. В детях должна сохраняться уверенность в свободе своих поступков при необходимости оставаться в рамках правил, определенных дисциплинарным Уставом школы-пансиона. Педагогу в этом случае необходимо выработать способность не бояться встать на одну доску с ребенком, а при необходимости уступить, не теряя авторитета. В силу своей сложности, процесс создания системы детского самоуправления достаточно продолжителен. Какое-то время он может существовать в виде отдельных элементов и форм, которые вполне могут трансформироваться в соответствии с реальными условиями. Демократизация внутришкольной жизни призвана стать небольшой моделью демократизации общества в целом. Это безусловно поможет учащимся понимать процессы, происходящие в стране и в мире.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В НАШ ЛИЦЕЙ!

Свяжитесь с нами!

Приглашаем вас на экскурсию по нашему лицею в усадьбе "Суханово". Ждем вас!